Cameron Ross
Regional Elections and Electoral Authoritarianism in Russia
В своем исследовании Кэмерон Росс
Проверяет демократическую целостность выборов в региональные парламенты в России в период 2003-2009 гг. (насколько выборы являлись свободными и справедливыми)
Приходит к выводу, что демонстрируемые тенденции являются скорее чертами «электорального авторитаризма», нежели гибридных режимов
Уровень политического вмешательства в выборы чрезвычайно высок
Хронологические рамки
До 2002 года:
тип избирательной системы на выборах в региональные парламенты определялся законодательством самих субъектов РФ. В подавляющем большинстве регионов применялась мажоритарная система, при которой все депутаты избирались по одномандатным округам. Смешанная система в разное время применялась лишь в девяти субъектах.
В 2002 году:
Был принят законопроект, предлагавший избрание по спискам не менее 50% депутатов во всех регионах. + поправки
Выборы являются свободными и справедливыми, когда при их проведении соблюдается несколько условий:

  • правовые барьеры для выхода на политическую арену невысоки
  • кандидаты и сторонники различных политических партий имеют существенную свободу проводить кампании и собирать голоса
  • на избирателей нет или оказывается мало давления
  • сами граждане пользуются неограниченными возможностями формулировать свои политические предпочтения, выражать их друг другу и иметь равный вес при принятии государственных решений
      5 ключевых вопросов
      1
      Предоставляют ли выборы избирателям реальный выбор конкурирующих кандидатов и партий?
      2
      Насколько доступны процедуры регистрации и голосования, насколько они независимы от государственного и партийного контроля и насколько свободны от запугивания и злоупотреблений?
      3
      Могут ли граждане голосовать тайно и без ненадлежащего давления или принуждения со стороны государства?
      4
      Были ли выборы проведены справедливо, а бюллетени подсчитаны честно?
      5
      Отражают ли результаты выборов истинную волю электората?
      1. Предоставляют ли выборы избирателям реальный выбор конкурирующих кандидатов и партий?
      Увеличение требований к партиям при их регистрации
      Согласно поправкам, внесенным в Закон 2001 г. «О политических партиях» в декабре 2004 г. минимальное число членов партии увеличили со 10 000 до 50 000, региональные отделения необходимо стало иметь в минимум половине субъектов РФ и др.);
      Полный запрет избирательных блоков партий
      Минимальный избирательный порог, установленный для выборов в региональные собрания, был увеличен до 7%
      Отмена категории «голоса против всех» и минимального порога явки
      Максимальная доля государственных служащих и членов политических партий, которым разрешено работать в избирательных комиссиях, была увеличена с трети до половины
      Предоставление президенту права назначать губернаторов через утверждение их региональными парламентами
      «Закон о противодействии экстремистской деятельности» дал правительству новые полномочия запрещать партиям участвовать в выборах, если кто-либо из их членов был обвинен в экстремистской деятельности
      Ограничение региональных партий участвовать в выборах с целью недопущения создания губернаторами местных политических машин
      итог
      Все перечисленные реформы значительно затруднили оппозиционным партиям во многих регионах регистрацию для участия в выборах и конкуренцию на равных с «Единой Россией», а также привели к резкому увеличению успеха «Единой России» на выборах в региональные собрания.
      2. Насколько доступны процедуры регистрации и голосования, насколько они независимы от государственного и партийного контроля и насколько свободны от запугивания и злоупотреблений?
      Сбор подписей
      Количество разрешенных недействительных подписей было снижено с 25% до 10 %

      Минимальный процент номинальных подписей, которые отдельные лица или партии должны собрать от электората, был увеличен с 1% до 2%


      Избирательный залог
      Снижение избирательного залога с 15% до 10%

      Закон 2002 г. предусматривал, что размер избирательного залога должен составлять 15% от официально установленного фонда региональной избирательной кампании.
      Партии, что прошли в ГД, были освобождены от сбора подписей и выплаты залога
      Дополнительные причины отказов
      Незначительные расхождения в декларациях
      Отказ регистрации партийного списка из-за большого количества недопущенных в нем кандидатов
      Дата не в той колонке
      Our work in this practice area includes:
      • litigation
      • research and legal opinions
      • peaceful settlements
      3. Могут ли граждане голосовать тайно и без ненадлежащего давления или принуждения со стороны государства?
      Давление на работников государственного сектора с целью их голосования за «Единую Россию»
      учителя и врачи, а также члены региональных и муниципальных администраций, военные и др.
      Принуждение работников и пенсионеров к досрочному голосованию
      Переносные ящики для голосования, открепительные удостоверения.
      Принуждение работников брать открепительные удостоверения и голосовать на специальных избирательных участках на своих предприятиях
      4. Были ли выборы проведены справедливо, а бюллетени подсчитаны честно?
      Кейс Дагестана
      Из 395 000 бюллетеней ни одного недействительного
      В 124 округах «Единая Россия» набрала 100% голосов
      5. Отражают ли результаты выборов истинную волю электората?
      Нет
      Демонстрируемые тенденции являются скорее чертами «электорального авторитаризма», нежели гибридных режимов.
      Выборы в российских регионах чаще являются инструментами авторитарного правления, чем инструментами демократии, и правила игры были разработаны в пользу «Единой России».
      Made on
      Tilda