Транспортная политика –
кейс МЦД





Зарипов Никита
Пашкова Дарья
Рыжков Никита
Атабегашвили Сергей
Ковалевская Дарья
Московские центральные диаметры (МЦД) — это обновленные маршруты пригородных электричек, которые связывают столицу с подмосковными городами. Иногда МЦД называют «наземным метро», однако поезда ходят по привычным железнодорожным маршрутам. Просто к ним добавились новые станции, а на вокзалах больше нет конечных остановок — весь город теперь можно пересечь на электричке.
На данный момент функционирует два диаметра
Одинцово – Лобня
Представлен веткой с общей протяженностью порядка 52 километров
01
Подольск – Нахабино
Протяженность дороги составляет 80 километров
02
Почему именно эти направления?

Их выбрали, потому что железнодорожная инфраструктура на этих участках практически готова к работе в новом режиме. К тому же они самые востребованные. А еще эти направления хорошо связаны с метро и МЦК: на метро можно будет совершить 25 пересадок, на МЦК можно будет пересесть на четырех станциях.


Блок 1.
Ограничения реализации программы или проекта
Физические
Использования тех же путей, что и для пригородных поездов: снижение числа дальних рейсов обычных электричек.


Изменение расписания: под запуск МЦД-1 и МЦД-2 было полностью отменено пригородное сообщение между Курским и Белорусским направлениями.


Конструкция платформ: их уровень заметно ниже, а на некоторых остановочных пунктах выше уровня тамбуров поездов, в ряде случаев разница уровней достигает 30 см.
Политические
Смена экономической конфигурации: ранее будущие диаметры находились под контролем ЦППК (РЖД). Теперь же МЦД находится в совместном ведении с Мосметро.
Финансовые
Россия – поле чудес:

Вначале назывались суммы: По официальным подсчётам организация маршрута МЦД-1 обойдётся в 8 млрд рублей, организация МЦД-2 — в 12 млрд рублей.

Затем: на январь 2018 года из бюджета выделено 20 миллиардов.

В итоге: согласно прогнозу РЖД, озвученному в августе 2018 года, полная стоимость реализации проекта МЦД из 6 линий составит 155,4 млрд рублей, и она не является конечной.






Временные
19 декабря 2017 года министром транспорта России Максимом Соколовым, мэром Москвы Сергеем Собяниным, губернатором Московской области Андреем Воробьёвым и главой РЖД Олегом Белозёровым был подписан план-график реализации первого этапа проекта.

Запуск первых двух маршрутов состоялся 21 ноября 2019 года. Остальные маршруты требуют проектирования и капитального строительства сроком около 5 лет.

Блок 2.
Проблема, на решение которой направлен проект
1
С чего все началось?
С метро, а точнее, с его отсутствия: подмосковные власти предложили в письме президенту Владимиру Путину продлить оранжевую линию метро до станции «Челобитьево» в Мытищах. Власти Москвы и Минтранс прогнозировали, что это приведет к «критической» загрузке подземки и выступили против строительства.


2
Как много людей и какие группы заденет проблема сейчас и в будущем?
Предполагается, что МЦД невероятно разгрузит и метро, и пригородные электрички, и вылетные магистрали. И, самое главное, соединит Москву и область, превратив в единое транспортное пространство, комфортное как с точки зрения логистики, так и с точки зрения пользования.

Департамент транспорта планирует, что к 2025 году МЦД снимет четверть нагрузки на центральные вокзалы и 13 % — на всю транспортную систему Москвы вообще.
3
Для кого это делается?
В первую очередь, для жителей районов Лианозово, Восточное Дегунино, Бескудниковский, Марфино, Тимирязевский, Тверской, Бутырский, Савеловский, Отрадное, Алтуфьевский, Пресненский, Беговой, Дорогомилово, Кунцево, Фили-Давыдково, Можайский, Митино, Южное Тушино, Покровское-Стрешнево, Щукино, Войковский, Аэропорт, Марьина Роща, Мещанский, Красносельский, Басманный, Текстильщики, Печатники, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Бирюлево Восточное, Бирюлево Западное, Чертаново Южное, Лефортово, Люблино, Марьино, Нижегородский, Южное Бутово, а также города Щербинки.

Удобнее станет ездить из Подмосковья — из Сколкова, Лобни, Долгопрудного, Одинцово, Красногорска, Подольска и Нахабина.
«В долгосрочной перспективе МЦД можно рассматривать как инструмент изменения баланса землепользования в Москве. Почему, например, сейчас центр города перегружен деловыми функциями? Да потому, что, например, жителям Мытищ и Подольска, если они хотят что-то вместе сделать, проще всего встретиться в центре Москвы. Причем не важно, каким видом транспорта они пользуются. С запуском МЦД появляется еще одна зона «универсальной транспортной доступности»...

Создание еще одного каркаса притяжения деловых пассажиров, до которого будет достаточно удобно добираться из любой части города, позволит оживить промзоны, которые традиционно сконцентрированы вокруг железнодорожных путей. Совершенно очевидно, что одного «Сити» для такой крупной агломерации, как Москва, совершенно недостаточно: городу нужно еще несколько таких «сити» поменьше»...

Константин Трофименко
Директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ «Высшая школа экономики»
Что получили?
И в каких масштабах:
3,7 млн
Пассажиров получат доступный транспорт
75%
Максимальное снижение затрат на проезд
55 руб
Стоимость проезда с пересадкой на метро
На какие специфические группы населения влияет проблема?
Маломобильные граждане
Пассажиры с багажом
Автомобилисты
Кто работает над преодолением проблем?
Блок 3.
Цели проекта
Разгрузка транспортных артерий
Предполагается, что МЦД невероятно разгрузит и метро, и пригородные электрички, и вылетные магистрали. И, самое главное, соединит Москву и область, превратив в единое транспортное пространство, комфортное как с точки зрения логистики, так и с точки зрения пользования.


Развитие системы услуг
МЦД — это принципиально новая услуга, интеграция пригородного движения в городскую транспортную систему.


Упрощение логистики
В условиях постоянно растущей агломерации данный формат становится очень актуальным. МЦД улучшает доступность десятков районов Москвы и множества городов области.
Блок 4.
Альтернативные способы реализации целей проекта
Московский метрополитен
Наземный транспорт
Линии пригородного жд-транспорта
Блок 5.
Оценка эффективности проекта
Оценка эффективности проекта:

  • Снижение нагрузки железнодорожных вокзалов на 20%

  • Снижение нагрузки на станциях метро на 6-12%

  • Сокращение интервала движения поездов до 5-7 минут

Издержки реализации проекта:

  • Ресурсные: 155,4 миллиарда рублей на интеграцию 6 линий, из которых 40 миллиардов - МЦД-1 и МЦД-2

  • Логистические: снижение числа дальних рейсов пригородных маршрутов

Блок 6.
Реализация действующего проекта
Координация
АО РЖД (МЖД)


АО "ЦППК"
АО "Аэроэкспресс"

ГУП "Московский метрополитен"
Департамент транспорта Москвы


Министерство транспорта Московской области
Какие группы населения наиболее активно пользуются?
1
Согласно проекту, полная загруженность всех диаметров рассчитана на 391 миллион пассажиров в год.
2
Преимущественно пользователи - жители городов Московской области.
3
Пользователи МЖД (в том числе Курского, Белорусского направлений).
Вопрос:
В чем основная проблема МЦД?
Ответ:
Поскольку проект был реализован на базе существующего ж/д полотна, основные проблемы МЦД связаны с логистикой путей электричек

Вопрос:
Почему так долго едем?
Ответ:
В рамках проекта были закреплены все остановки маршрута как обязательные, что немного увеличило время в дороге


Вопрос:
Почему некоторые жители недовольны?
Ответ:
Была увеличена доступность культурных объектов - например, Лианозовского парка и Гончаровского парка
Некоторые законодательные ограничения проекта
1
Закон города Москвы от 5 мая 2010 года №17 «О Генеральном плане города Москвы»
2
Закон города Москвы № 10 от 15.03.2017 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года № 17 «О Генеральном плане города Москвы»
3
Постановление Правительства Москвы №1070 от 18 ноября 2008 года "О генеральной схеме развития московского железнодорожного узла"
4
План развития легкого наземного метро в Московской области, 2013
Публичная дискуссия
  • Поскольку запуск проекта не предполагал широкого освещения, основная дискуссия началась после введения МЦД в действие

  • В первое время МЦД не исправил проблемы перегруженности существовавшей инфраструктуры. Благодаря дискуссии были введены удлиненные "Иволги"
Список литературы
Информационное агентство Мослента [Электронный ресурс]. МЦД: как это работает? Все, что нужно знать про Московские центральные диаметры. URL: https://moslenta.ru/city/mcd-kak-eto-rabotaet.htm (Дата обращения: 06.10.2021).
Информационное агентство Znak [Электронный ресурс]. При реализации такого проекта погрешности неизбежны». URL: https://moslenta.ru/city/mcd-kak-eto-rabotaet.htm (Дата обращения: 06.10.2021).
Якимов М. Р. Заблуждения и мифы проекта Московских центральных диаметров [Электронный ресурс]. URL: https://yakimovmihail.livejournal.com/247177.html. (Дата обращения: 06.10.2021).
Информационное агентство Известия [Электронный ресурс]. Железная связь: в Москве началось проектирование новых «диаметров». URL: https://iz.ru/844967/aleksandra-zerkaleva-aleksandr-volobuev/zheleznaia-sviaz-v-moskve-nachalos-proektirovanie-novykh-diametrov (Дата обращения: 06.10.2021).
Информационное агентство Strelka Mag [Электронный ресурс]. 9 ПРИЧИН, ПОЧЕМУ МОСКОВСКИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ДИАМЕТРЫ НЕ ПОЕХАЛИ. URL: https://strelkamag.com/ru/article/pochemu-novoe-nazemnoe-metro-moskvy-ne-poekhalo (Дата обращения: 06.10.2021).
Информационное агентство Российская газета [Электронный ресурс]. На земле и под землей. URL: https://rg.ru/2019/11/25/reg-cfo/husnullin-k-koncu-2024-goda-moskva-stanet-liderom-po-protiazhennosti-metro.html (Дата обращения: 06.10.2021).
Made on
Tilda